Главная      Вернуться в раздел  "Статьи" 

ИСЧЕЗАЮЩАЯ ИСТОРИЯ

Человечество живет, пока помнит. Не утратить корней ему помогают накопленные представления об окружающем мире, культурное наследство предыдущих поколений.

Предмет “Москвоведение”, введенный в школьную программу, может помочь молодежи только дидактически. А по-настоящему родным город становится постепенно, с изучения истории своего дома, двора, района. Привычные места удивят, если вы узнаете об их формировании, о знаменитых людях, которые здесь жили, работали, останавливались у друзей.

Тимирязевский район в этом отношении очень интересен. Всем известен историко-архитектурный ансамбль Петровско-Разумовской сельхозакадемии. Но остальная территория для большинства жителей “терра инкогнита”, неизведанная земля. Следствие такого незнания – безразличие. Равнодушие к грубой реконструкции, сносу столь малочисленной исторической застройки.

Наш рассказ – о двух “пасынках”. Домах, хранящих историю.

С чего начиналась городская застройка нашего района? До 1930 годов это был дачный пригород Москвы. Так вот, первая ансамблевая застройка середины 30-х годов – жилой комплекс Наркомпищепрома на Дмитровском проезде 4, прозванный жителями “Микояновскими” домами. (Первый, и, как ни парадоксально, последний ансамбль. После войны, в 1950-90 годы район “накрыло” типовое строительство). Почему он возник на этом участке? Здесь, на главном въезде в район из-под железнодорожного моста “выныривали” Дмитровское шоссе и одна из первых в Москве трамвайная линия. На развилке этих путей и был построен замечательный по замыслу и архитектуре комплекс. Архитектор А.В. Снегарев объединил разноэтажные жилые корпуса каменными арками, придал фасадам единый классический стиль. К сожалению, в 1999 году один из корпусов ансамбля был уничтожен. Скорее всего, на месте “куска”, вырванного из единого целого, вырастет нечто современное, “крутое”, на продажу.

А теперь история, вроде бы не похожая на предыдущую, так как дом 21 по ул. Прянишникова пока существует. Но финал и здесь может оказаться печальным. Деревянный дом с мезонином на бывшей ул. Вязовой в историческом плане Петровского-Разумовского отмечен, как “дом священника”. В 1866 году здесь поселился с семьей настоятель церкви Петра и Павла, профессор богословия Яков Головин, отец Яков. Его младший, двенадцатый сын Александр (1863-1930), стал знаменитым художником, членом Российской Академии художеств. Как полагают исследователи творчества А.Я. Головина, в детстве на него оказала большое влияние красота природы Петровского-Разумовского. В Московском училище живописи с А. Головиным учились А. Арихипов, И. Левитан, М. Нестеров, К. Коровин. Позднее он работал с В. Поленовым, В. Васнецовым и М. Врубелем. Особенно прославился Головин своими декорациями к спектаклям Большого, Мариинского и Александринского театров, за что получил звание Заслуженного артиста РСФСР. В Третьяковской галерее среди полотен Головина – “Грот в старом парке”, как воспоминание о детских годах. Из домика на Вязовой улице Головины выехали после кончины о.Якова в 1878 году. Позднее, в начале ХХ века здесь поселилась семья И. Артоболевского, сын которого Иван Иванович Артоболевский (1905–1977) стал впоследствии выдающимся инженером, автором теории машин и механизмов. Он - Член-корреспондент по Отделению технических наук 1939 г., академик по Отделению технических наук 1946 г., лауреат многочисленных премий. Научные труды И. Артоболевского продолжают использоваться поколениями специалистов в области механики.

Перечисленных фактов для какого-нибудь Кембриджа или Гарварда хватило бы на создание полноценного музея. А что у нас? Еще в 1991 году Президиум Академии художеств принял решение установить мемориальную доску Головина на доме 21. Где доска? Неоднократно балансодержатель дома - завод низковольтной аппаратуры подавал заявки на его снос и строительство на этом месте “чего-нибудь капитального”. Сейчас памятник истории очередной раз “повис на волоске” - серьезно обсуждается его продажа и последующее приспособление под пивной бар. О Боги!

Нам же рисуется идиллическая и, увы, недостижимая картина: “…На отреставрированном фасаде, обрамленном зеленью ветвей, закреплены две бронзовые мемориальные доски в память художника Головина и ученого Артоболевского. Мимо дома проходят сотни студентов Академий, Университетов. Молодые граждане приобщаются к истории России…

Что-то мы размечтались, читатель. “Пиво “Золотая бочка”. Надо чаще встречаться”… со своей историей.

Е. Апраксина

Главная      Вернуться в раздел  "Статьи" 
Hosted by uCoz